. Формы проверки знаний: тест - Мои статьи - Каталог статей - Сайт учителя СПО
Сайт учителя СПО
Воскресенье, 05.05.2024, 01:52
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Формы проверки знаний: тест

Формы проверки знаний: тест 

Одним из важнейших компонентов учебной деятельности является контроль. Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.

  • Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика).
  • Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в течение учебного процесса.

Одна из его многочисленных и разнообразных форм контроля знаний - тестирование. Тесты могут проводиться в бланковом и компьютерном виде. Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Существует много мнений "за" и "против" использования тестов. Одни рассматривают тесты как средство преобразования учебного процесса в сторону его технологизации, снижения трудоемкости и становятся энтузиастами этого метода. Другие видят в тестах средство принижения роли педагога, а результаты тестирования не достаточно достоверными. Однако, следует отметить, что именно тестирование постепенно становится основной формой сдачи экзаменов. С 2009 года для всех выпускников школ основной формой итоговой государственной аттестации в школе Российской Федерации является Единый Государственный Экзамен. И реалии таковы, что требуется обязательно вводить тестовые технологии в систему обучения. С их помощью в течение года следует оценить уровень усвоения материала учениками и формировать у них навык работы с тестовыми заданиями. Такие тренировки позволят учащимся при сдаче ЕГЭ реально повысить балл. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля. В связи с этим тестирование, как средство измерения и контроля знаний учеников, становится основой обучающего процесса в российской школе.

История тестов

Сегодня тесты активно используются в образовательном процессе. История возникновения и использования тестирования как диагностического метода уходит вглубь веков. Есть сведения, что уже с III тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока использовались системы конкурсных испытаний интеллектуального характера, предназначенные для отбора персонала на правительственные должности. Однако всё вышеперечисленное нельзя назвать тестами в современном понимании этого термина.

Широкое развитие применение тестов в образовательном процессе получило за рубежом. В школьной практике тесты начали применяться Ф.Галтоном в 1892 году. В 1894 году впервые в школах появились тесты успешности (для проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным учебным дисциплинам – первыми стали применяться тесты для проверки правописания). Американец В.А. Макколл разделил тесты на педагогические (Educational Test) и психологические (Intelligence Test) Макколл обосновал цель использования педагогических тестов – объединение в группы учащихся, усваивающих равный по объёму материал с одинаковой скоростью.

Основоположником педагогических измерений считается американский психолог Э. Торндайк (1874—1949). Ему приписывают разработку первого педагогического теста. В 1904 году вышла его книга «Введение в теорию психологии и социальных измерений».

Педагогика, развившаяся в России в начале века, безоговорочно приняла тестовую основу объективного школьного контроля. Первые научные труды по теории тестов появилась в начале ХХ века, на стыке психологии, социологии, педагогики и других так называемых поведенческих наук. Педагогическая тестология - это прикладная методическая теория научной педагогики. Ключевыми понятиями тестологии, как одной из методических теорий, являются измерение, тест, содержание и форма заданий, надежность и валидность результатов измерения. Кроме того, в тестологии используются такие понятия статистической науки, как выборочная и генеральная совокупность, средние показатели, вариация, корреляция, регрессия и др.

Распространение психолого-педагогической диагностики в России связано с возникновением в 20-е годы XX века новой науки – педологии, которую Л.С. Выготский определял как науку о целостном развитии ребенка. Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские ученые: М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, Г.И. Залкинд, И.Н. Шпильрейн, А.М. Шуберт и др

В последние годы наблюдаеся активное внедрение тестов в образовательный процесс. И не смотря на недостатки, которые имеют место при использовании такой формы контроля и оценки знаний, тестирование занимает довольно прочную позицию.

Классификация тестовых заданий

Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. Тестовые задания можно разделить на две группы (см.Приложение).

  1. Тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных).

Задания закрытого типа подразделяются на виды:

  • Множественный выбор - испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка
  • Альтернативный выбор - испытуемый должен ответить «да» или «нет»
  • Установление соответствия - испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков
  • Установление последовательности - испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности.
  1. Тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

Задания открытого типа подразделяются на виды:

  • Свободное изложение - испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются
  • Дополнение - испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)

Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых.

При всей кажущейся простоте тестирования этот метод достаточно сложен для реализации.  Во-первых, учитель должен выразить интересующий его вопрос в сжатом виде так, чтобы ответом было короткое утверждение, одно слово или число. Далеко не любой вопрос можно свести к требуемому виду.

Вопрос должен заставлять учащегося думать, то есть он не должен относиться к репродуктивному типу. Вопросы репродуктивного типа желательно выделять в информатический диктант.

Также сложная часть составления вопросов теста – подбор вариантов выбора. Учитель должен придумать несколько неверных, но правдоподобных ответов. Только в этом случае ученик вынужден будет прорешивать задачу, а не выбраковывать неверные ответы.

Важный этап в тестировании связан с обсуждением полученных результатов. Кроме сообщения объективного результата, учитель фиксирует внимание на динамике обучения, для этого данные проводимого тестирования должны отражаться в базе данных для получения качественной и количественной информации о достижениях как отдельных учеников, так и целого класса.

Проведение компьютерного тестирования требует специальных программных оболочек, которые приспособлены для того, чтобы их мог заполнять преподаватель, не являющийся специалистом в области программирования.

В тесты могут включаться вопросы на проверку умений учащихся. На всех уровнях усвоения знаний можно выделить четыре вида умений:

  • умение узнавать объекты, понятие, факты, законы, модели;
  • умение действовать по образцу, по известному алгоритму, правилу;
  • умение проводить анализ ситуации, вычленять главное и строить из освоенных операций процедуры, позволяющие получить решение тестового задания;
  • умение и способность находить оригинальные решения.

Преимущества и недостатки

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества.

Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.

Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний гораздо меньше.

Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов.

Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Недостатки.

Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.

Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Элемент случайности и интуиции неизбежен, разработчик теста должен предвидеть такую ситуацию. Чтобы свести к минимуму возможность угадать правильно, воспользуйтесь следующими советами. Итак, если тестируемый не знает настоящего правильного ответа, в своем выборе он будет действовать следующим образом:

  • предпочитать более развернутые, более обоснованные ответы, которые учитывают частные случаи, и избегать кратких, менее развернутых. Разработчик теста знаний может этим воспользоваться и сделать верный ответ кратким;
  • если ответы образуют последовательность (например, на вопрос о дате создания первого персонального компьютера: (1) 1941 год, (2) 1946 год, (3) 1951 год, (4) 1980 год), респондент будет стремиться дать средний ответ, предполагая, что, правда, в золотой середине. И ошибется, потому что автор задания позаботился о том, чтобы поставить верный ответ с краю;
  • выбирать более наукообразные ответы, содержащие малоизвестные или иностранные слова;
  • выбирать ответы, напоминающие по стилю написания что-то очень знакомое, ассоциирующееся с известной частью предметной области.

Неоднозначное отношение педагогов к использованию тестового контроля. Некоторые считают, что при выборочных ответах учащийся привыкает работать с готовыми формулировками и оказывается не в состоянии излагать получаемые знания грамотным языком, т.е. знания хранятся в «мозаичном виде»

Приведенные выше недостатки говорят о том, что абсолютизировать возможности тестовой формы измерения и контроля знаний не следует. Не все необходимые характеристики усвоения знаний и умений можно получить средствами тестирования. Например, такие показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков, диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими формами и методами проверки и контроля знаний учащихся.

Но, несмотря на указанные минусы тестирования как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебном процессе.

 

Источники информации

 

  1. Аванесов, В. Определение педагогического теста.// Управление школой. – 1999. № 29.
  2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.:ил.
  3. Кузнецов А., Пугач В., другие. Тестовые задания. Информатика. Методическое пособие. М., Лаборатория Базовых знаний, 2002.
  4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М., "Интеллект центр", 2001. - 296 с.
  5. Михайлычев, Е.А. Технология стандартизации дидактических тестов.// Школьные технологии. – 2001. № 5. – С. 36 – 54.
  6. Подласый И.П., профессор, доктор педагогических наук, Челябинского государственного педагогического университета,"Тестирование в учебном процессе: его история и возможности"
  7. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.
  8. Орел Е., Прохоров А. Создание тестов и компьютерное тестирование. //Компьютер Пресс. - 2006 г. №7.

 

 

Приложение

На своих уроках я постоянно пользуюсь тестовым методом проверки знаний учащихся.

Для компьютерного тестирования используется программа MyTest. Это универсальная тестовая оболочка, предназначенная для проверки знаний учеников по подготовленным учителем тестам.

Программа запрашивает у ученика его имя, фамилию и группу. Далее программа случайным образом выбирает 30 вопросов из загруженного теста. Эти вопросы вместе с вариантами ответа выводятся на экран. Варианты ответа при этом перемешиваются. Чтобы выбрать определенный вариант ответа ученик должен щелкнуть по нему мышью. По окончании тестирования программа выставляет ученику оценку, зависящую от количества правильных ответов:

0 -49% — “2”

50-74% —”3”

75-96% — “4”

96-100% — “5”.

Данные об ученике(фамилия, имя, группа, оценка) отсылаются по локальной сети на компьютер учителя.

Привожу пример теста, который использовался в этом году на экзамене по информатике.

Алгоритм

Задание #1

Вопрос:

Алгоритм включает в себя ветвление, если

 

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) он включает в себя вспомогательный алгоритм.

2) его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;

3) ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;

4) он представим в табличной форме;

5) он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;

 

Задание #2

Вопрос:

Что (кто)  из перечисленного может выполнять алгоритмы? (Несколько правильных ответов)

 

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) компьютер                      

2) группа людей

3) человек                      

4) какое-нибудь техническое устройство (робот)

 

Задание #3

Вопрос:

Закончите предложение: «Блок-схема - форма записи алгоритмов, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются ….»

 

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) списки                    

2) геометрические фигуры

3) формулы

4) рисунки

 

Задание #4

Вопрос:

Из чего состоит алгоритм?

 

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) из команд

2) из стрелок

3) из понятий

 

Задание #5

Вопрос:

Установите соответствие фигур, обозначающих блоки в блок-схемах.

 

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) ввод данных и вывод результатов

2) проверка условия

3) начало, конец

4) команда

 

__ параллелограмм

__ ромб

__ овал

__ прямоугольник

 

Задание #6

Вопрос:

Свойство алгоритма, заключающееся в отсутствии ошибок,в том, что алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях, называется

 

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) результативность.

2) конечность;

3) детерминированность

4) массовость

5) дискретность;

 

Задание #7

Вопрос:

Что можно считать алгоритмом? (Может быть несколько правильных ответов!)

 

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) список учеников  класса

2) кулинарный рецепт

3) перечень обязанностей дежурного по классу

4) инструкцию по изготовлению поделки из бумаги

 

Задание #8

Вопрос:

Свойство алгоритма, заключающееся в том, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, называется

 

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) результативность.

2) детерминированность

3) дискретность;

4) конечность;

5) массовость

 

Задание #9

Вопрос:

Алгоритм называется циклическим, если

 

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;

2) он представим в табличной форме;

3) он включает в себя вспомогательный алгоритм.

4) ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;

5) его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;

 

Задание #10

Вопрос:

Укажите составные команды

 

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) команда вывода

2) простая

3) команда повторения (цикла)

4) команда ветвления

 

Задание #11

Вопрос:

Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется

 

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) исполнителем алгоритмов;

2) листингом;

3) текстовкой

4) программой;

5) протоколом алгоритма.

 

Задание #12

Вопрос:

Команда алгоритма называется простой, если...

 

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) она не содержит условие

2) нет таких команд

3) она легко выполняется

4) она содержит условие

 

Задание #13

Вопрос:

Свойство алгоритма, заключающееся в том, что любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае, называется

 

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) результативность.

2) детерминированность (понятность)

3) дискретность;

4) конечность;

5) массовость

 

Задание #14

Вопрос:

Алгоритм называется линейным, если

 

 

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;

2) его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;

3) он представим в табличной форме;

4) он включает в себя вспомогательный алгоритм.

5) он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;

 

Задание #15

Вопрос:

Команда алгоритма называется составной, если...

 

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) она не содержит условие

2) нет таких команд

3) она легко выполняется

4) она содержит условие

 

Задание #16

Вопрос:

Расставьте действия в нужном порядке для алгоритма «Посадка дерева»

 

Укажите порядок следования всех 6 вариантов ответа:

__ Выкопать ямку

__ Взять лопату и саженец

__ Взять лейку с водой и полить саженец     

__ Поставить лопату и лейку на место           

__ Засыпать ямку

__ Посадить саженец в ямку                            

 

Задание #17

Вопрос:

Свойство алгоритма, заключающееся в том, что алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке, называется

 

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) конечность;

2) массовость

3) результативность.

4) детерминированность

5) дискретность;

 

Задание #18

Вопрос:

Алгоритм - это

 

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) ориентированный граф, указывающий порядок выполнения некоторого набора команд;

2) описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов;

3) правила выполнения определенных действий;

4) протокол вычислительной сети.

5) набор команд для компьютера;

 

Задание #19

Вопрос:

Свойство алгоритма, заключающееся в том, что каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения, называется

 

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) детерминированность

2) массовость

3) результативность.

4) конечность;

5) дискретность;

 

Задание #20

Вопрос:

Вместо многоточия вставьте подходящий ответ для следующего утверждения: «От любого исполнителя не требуется...»

 

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) выполнять вспомогательные алгоритмы

2) умение точно выполнять команды

3) понимать смысл алгоритма

4) соблюдать последовательность действий;

5) формально выполнять команды алгоритма

Категория: Мои статьи | Добавил: Zoha (07.10.2016)
Просмотров: 1789 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Сайты
  • ГБПОУ МО ПК "Энергия"
  • ЯКласс
  • Фоксфорд

  • Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz